Селин Роман Давидович: Небольшие магазины семейного формата могут стать новым трендом продуктового ритейла
По разным оценкам, сегодня на долю крупных розничных сетей приходится от 40 до 50% товарооборота. Крупные ритейлеры стремительно расширяются, поглощая региональных конкурентов и выдавливая с рынка небольшие магазины семейного типа. По мнению аналитиков компании «Бизнес Сити», выдержать конкуренцию с сетевыми операторами (а точнее – уйти от нее) смогут только продовольственные магазины нишевых форматов – возникшие, в том числе, в рамках франчайзинговых проектов. Их развитие может стать новым трендом в сегменте продуктового ритейла.
Продуктовые магазины, расположенные в крупных российских городах, можно условно разбить на три группы. Во-первых, это сетевые мега-, супер-, гипер-маркеты и прочие торговые комплексы с широким охватом аудитории и разнообразным ассортиментом. Во-вторых, небольшие магазины шаговой доступности – как правило, расположенные на первых этажах многоквартирных жилых домов и предлагающие те же товары из супер-маркетов, но в доморощенном ассортименте и с наценкой. В-третьих, шоколадные, винные и прочие «бутики» – магазины, торгующие импортными деликатесами и рассчитанные на состоятельную публику. Зачастую это торговые точки созданы крупными игроками в маркетинговых целях для поддержки собственного бренда.
Ключевым отличием московской и подмосковной розничной торговли от зарубежных аналогов является отсутствие качественных продуктовых магазинов семейного типа – сырных, овощных, мясных лавок, булочных с широким ассортиментом качественных продуктов (как повседневных, так и деликатесных), ориентированными на средний класс. Как правило, в Европе такие семейные магазины состоят из основного торгового зала, а также небольших кафе. Их площадь колеблется от 1 до 1,5-2 тыс. кв. м.
Продолжительное время основным препятствием для развития такого «европеизированного» формата розничной торговли в Москве и Подмосковье считался дефицит подходящей для этих целей недвижимости – качественных стационарных торговых помещений небольшой площади. Предложение было ограничено цокольными помещениями в зданиях советской постройки, конструктивные особенности которых зачастую не позволяли реализовать подобные проекты. Кроме того, арендные ставки на дефицитную недвижимость были за гранью рентабельности семейного бизнеса. «Не удивительно, что уровень обеспеченности жителей московского региона торговыми площадями без учета мегамоллов до сих пор в 2-4 раза ниже, чем в европейских мегаполисах», – говорит руководитель Группы компаний «Бизнес Сити» Роман Давидович Селин.
Однако в последнее время ситуация на рынке недвижимости начала меняться. Плацдармом для распространения семейных форматов продовольственной торговли могут стать новые жилые кварталы, которыми стремительно обрастает ближнее Подмосковье и Новая Москва. В большинстве подмосковных домов-новостроек первые этажи жилых зданий целевым образом отводятся под торговлю и бытовой сервис. Только в ближайшие два года в Московском регионе начнут заселяться жилые микрорайоны общей площадью порядка 14-15 млн кв. м. Доступное предложение торговой недвижимости шаговой доступности в них может превысить 500-700 тыс. кв. м, что сопоставимо с годовым объемом ввода крупных торговых центров в Москве.
«Расширение предложения недвижимости и повышение ее доступности является важным условием развития нишевых форматов продовольственной торговли. Хотя и не единственным», – замечает Роман Давидович Селин из ГК «Бизнес Сити». Экономика сырных, мясных, рыбных и прочих «лавок» за рубежом базируется на развитом оптовом звене. Речь, в частности, идет о крупных ночных продовольственных оптовых рынках, которые являются основным источником товароснабжения семейных магазинов шаговой доступности. Поставщики завозят товары на такие рынки ночью, проходят входной ветеринарный и санитарный контроль, затем частные торговцы закупают товар и утром выставляют его на полках своих магазинов. Однако в Московском регионе такую инфраструктуру только предстоит сформировать. Пока же организаторами мелкооптового продовольственного оборота будут выступать крупные розничные сети.
Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий
You must be logged in to post a comment.